Владимир (repman) wrote,
Владимир
repman

Ваганьково. Знамениты, но почти забыты (прогулки по Москве)

Автор - Leonsija. Это цитата этого сообщения

Ваганьковское кладбище как всегда ведет свою тихую, обособленную от мирской суеты жизнь. Сегодняшняя прогулка - вокруг храма некрополя. Главный храм Ваганьковского кладбища - Храм Воскресения Словущего. Построен  в 1824 году на фундаменте старого деревянного собора, архитектор А.Г. Григорьев.  Храм не закрывался в годы советской власти, однако с 1920-х по 1944 годы принадлежал обновленцам. Чтимые иконы - образ Божией Матери Смоленской и образ преподобного Зосимы Ворбозомского. Весьма чистенький и уютный храм, жаль только, что слишком скорбное месторасположение у него.

Фрагмент храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище

Захоронений вокруг храма очень много. Исторически сложилось так, что ближе всего к кладбищенским культовым сооружениям хоронили служителей Церкви, да людей так или иначе с ней связанных, либо очень благочестивых и внесших особый вклад на обустройство внутреннего убранства. Старые могилы Ваганьково около главного храма все почти принадлежат именно таким людям. Новое российское  время однако эту традицию нарушило и почетные места около храмов на многих русских кладбищах заняты представителями криминала - ворами, убийцами, мошенниками и прочей братией. Их надгробия легко можно узнать по огромным размерам, да (простите грешную) бандитским мордам, высеченным на камне. Ваганьковское кладбище тоже не избежало этой участи и потому рядом с благочестивыми людьми прошлого около храма и вокруг него нет-да-нет и лежат "новые русские меценаты от бандитов". Но не будем о них, лучше посмотрим на места упокоения тех, кто достоин вечной памяти, доброго слова и поклона за их дела на этой грешной земле.

Ваганьковское кладбище приютило нескольких людей так или иначе связанных со столь "популярным" сейчас в народе Храмом Христа Спасителя. Отсиживающие свое девицы из Pussy Riot, вряд ли придут на Ваганьково, чтобы поклониться, например, одному из настоятелей этого храма или же Великому Патриаршему Архидиакону, которого некогда приходили слушать в Храм Христа Спасителя и в Успенский Собор Московского Кремля и сам великий Ф. И. Шаляпин, и не менее великий В.И. Качалов, и будущий маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Московский же люд величал церковного певца, обладавшего уникальным и редким басом-профундо просто... "дядей Костей".

Константин Васильевич Розов

Могила "дяди Кости" - Великого Патриаршего Архидиакона Константина Васильевича Розова
Памятник установлен к 100-летию со дня рождения Архидиакона в 1974 году Московской Патриархией  



Многолетие в исполнение Константина Розова



Свете Тихий в исполнении Константина Розова

Константин Васильевич Розов происходил из семьи священника, учился в Алатырском духовном училище, окончил в 1895 году Симбирскую духовную семинарию.  В 1898 году был переведен в Москву, где служил диаконом в Храме Христа Спасителя и в Успенском соборе Кремля. С 1904 по 1907 годах служил протодиаконом императорского Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, после чего до 1921 года вновь служил в прежней должности в Успенском соборе. 5/18 ноября 1917 года протодиакон Константин Розов провозгласил в храме Христа Спасителя "Многолетие" новоизбранному Святейшему Патриарху Тихону. В январе 1918 года единственный в России получил титул (сан) Великого Архидиакона.  Из мемуаров маршала Г. Жукова: "В Успенский собор ходили с удовольствием слушать великолепный Синодальный хор и специально протодиакона Розова, голос у него был как иерихонская труба." В 1921-1923 годах пел в составе Московской государственной капеллы, давал благотворительные концерты в пользу голодающих Поволжья. Весной 1923 года врачи обнаружили у 49-летнего Константина Розова заболевание сердца. Дочь "дяди Кости" рассказывал в одном из интервью, что медики больницы, где находился Константин Васильевич, попросили его спеть. Он не посмел отказать, спел - и скончался. Десятки тысяч москвичей с глубокой печалью прощались с "дядей Костей" - Великим Архидиаконом. В настоящее время в продаже можно увидеть довольно интересный CD с записями песен и церковных служб с участием Великого Патриаршего Архидиакона Константина Розова.


Скромная могила священника Соболева Михаила Ивановича и его семьи зажата среди множества оград и находится сзади и сбоку от храма.

Могила протоиерея Михаила Ивановича Соболева и его близких

Он родился в 1837 году в семье священника в Тверской губернии, окончил курс Московской Духовной Академии.  В священника был рукоположен в московской Владимирской, что в Старых Садах, церкви, а служил в Покровской в Кудрине и в Благовещенской, что за Тверскими воротами, церквах. Принимал активное участие в в работе Императорского Палестинского общества, Филаретовского общества, Покровского благотворительного общества и Кирилло-Мефодиевского братства. В 1895 году сама великая княгиня Елизавета Федоровна назначила отца Михаила попечителем Елизаветинского благотворительного общества, а в 1908 году он стал третьим настоятелем храма Христа Спасителя (после его освящения в 1883 году) и служил на этом трудном посту до 1911 года.


Еще одно имя непосредственно связанное с Храмом Христа Спасителя - имя скульптора Логоновского Александра Васильевича (1810 - 1855). Его памятник находится недалеко от Церкви, через дорожку Главной аллеи и бросается в глаза в силу своей необычности, на фоне довольно безликих современных оград и постаментов. Жаль то, что надгробие человека, работы которого видят довольно часто и даже знают как хрестоматийные, находится в таком вот плачевном состоянии. Отчасти это вопрос (так часто задаваемый мной в моих материалах) к РПЦ: отчего захоронения людей, так или иначе связанных с Церковью и, в частности, с Храмом Христа Спасителя находятся в таком ужасающем состоянии? Не благодаря ли искусству, труду и таланту этих людей Церковь сейчас зарабатывает немалые деньги на пожертвованиях прихожан? И неужели содержание спорткаров распоясавшихся наглецов в рясах (но никак не священников, к которым хочется встать на исповедь), типа отца Тимофея,  важнее того, чтобы могилы архитектора Тона или же скульптора Логоновского  были бы в просто чистом и ухоженном состоянии? Вопросы эти конечно же остаются без ответа...

1

Памятник на могиле скульптора А.В. Логоновского

Но вернемся к Логоновскому. Александр Васильевич учился в воспитательном училище при Академии Художеств, где получил малую золотую медаль за барельеф: "Гектор в ложнице Елены укоряет Париса за бездействие" и большую золотую медаль - за статую "Русского юноши, играющего в свайку". Эта статуя вместе с парной к ней статуей Н. Пименова : "Юноша, играющий в бабки", была приветствована стихами Пушкина ("Юноша, полный красы..."). Отлитые из чугуна, обе эти статуи поставлены перед Царскосельским Александровским дворцом, у колоннады.

Царское Село, Александровский Дворец - два мальчика. (Фотот Отсюда)

На статую играющего в бабки

Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.

На статую играющего в свайку

Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый,
Строен, легок и могуч,— тешится быстрой игрой!
Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин, клянуся,
Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать.

А.С. Пушкин

 Работы скульптора  для Исаакиевского собора - два барельефа: "Благовестие ангела пастырям" и "Избиение младенцев" (в южном портике). В Москве он занялся изготовлением для внешних стен храма Христа-Спасителя колоссальных рельефных образов (горельефов) и фигур святых и ангелов.   В 1854 году Логоновский был назначен профессором Академии Художеств. Горельефы же (оригиналы) можно увидеть в Донском монастыре и копии (воссозданные З. Церетели) в бронзе уже на современном Храме Христа Спасителя.

Горельефы работы скульптора А.В. Логоновского в Донском монастыре

Ну а теперь перейдем к людям светским и с Церковью уже не связанных, ну разве что только тем, что были они православными. Недалеко от храма Воскресения Словущего среди могил затерялось надгробие архитектора Померанцева Виктора Дмитриевича (1860 - 12.01.1899).

Могила архитектора В.Д. Померанцева

О нем известно то, что  он окончил МУЖВЗ в 1882 году со званием неклассного художественного архитектора и в 1887 году выполнил генеральный план владения Н. Б. Юсупова по Б. Харитоньевскому пер., 21  для последующей реконструкции. Владение это ныне шедевр русского зодчества, тем более после недавно прошедшей великолепно выполненной реставрации.

А вот могила светлейшего князя Меншикова, Николая Сергеевича (1.03.1790 - 17.12.1863). Не менее славный сын Отечества, хотя и менее знаменитый, чем его прадед Александр Данилович Меншиков. 

Надгробие на могиле князя Н.С. Меншикова

Николай Сергеевич был сыном сенатора, действительного тайного советника светлейшего князя Сергея Александровича (1745-1815) от брака с княжной Екатериной Николаевной Голицыной (1764-1832). Герой войны 1812 года: отличился при Бородино и Семеновском, заслужив орден Святой Анны 2-й степени. За участие во взятии Парижа был пожалован несколькими отечественными наградами, а кроме того - орденом Макса Иосифа от короля Баварского, орденом Пур-Лемерита от короля Прусского и орденом Святого Людовига от короля Франции.  Был  адъютантом генерала от инфантерии князя П.И. Багратиона. Меншиков уволился от службы в возрасте 33 лет в чине полковника гвардии и поселился в Москве на Якиманке. Владел и обустраивал усадьбу Черемушки-Знаменское.

Могила драматурга В.А. Крылова

Еще одна могила около храма - черный обелиск-стела с надписью Крылов Виктор Александрович (1838-1906). Это довольно известный в свое время драматург. С 1893 по 1898 годы Крылов был начальником репертуарной части петербургских императорских театров. В своем творчестве был еьма плодовит: поставил и напечатал свыше 110 пьес, из которых 30 ориги­нальных, а свыше 80 — переделки произведений русских и иностранных авто­ров (им переделаны для сцены «Преступление и наказание» и «Идиот» Достоев­ского и другие). Пьеса В.А. Крылова "Не ко двору" была очень популярной и главную роль в ней исполняла сама М.Н. Ермолова.

Раз уж речь зашла о театре, то закончим путешествие могилой первой исполнительницы роли Катерины в пьесе А.Н. Островского "Гроза" - Любови Павловны  Никулиной-Косицкой.

Актриса Любовь Павловна Никулина-Косицкая

Могила актрисы Л.П. Никулиной-Косицкой

Ее могила несколько далековата от храма, но все же достойна упоминания в этом нашем путешествии. Островский обожал эту актрису (и даже любил безответно) и специально для нее, например, написал еще одну пьесу "Не в свои сани не садись".  До 9 лет была крепостной, родители смогли выкупиться из кабалы за 2 000 рублей серебром.  В 1844 году юная актриса дебютировала на сцене нижегородского театра в спектаклях - "Женевская сирота" и "Комедия с дядюшкой". В 1846 году Любовь Павловна была принята в императорскую Театральную школу и так начался ее триумф на сцене...

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments